Поисковая оптимизация – отрасль, которой не особенно нужны публичные «герои», евангелисты, идеологи. Но, тем не менее, есть фигуры, про которых слышал едва ли не каждый оптимизатор; фигуры, чье упоминание делает любой профессиональный аргумент весомым. Среди них – президент холдинга UnMedia Николай Евдокимов.
За вашими плечами немало интернет-проектов: «Лаборатория контента», Shagal.CMS, Amiro.Studio, TrafX, SeoPult, SeoPult.TV, биржи TrustLink и BuyPost, да и весь холдинг UnMedia. Вы можете выделить какие-то проекты из ряда? Самый сложный, самый масштабный, наконец, самый любимый?
Конечно, самый масштабный, сложный и любимый — это SeoPult.Ru. На втором месте UnMedia.Ru — клиентоориентированный бизнес с достаточно серьезным оборотом. SeoPult.TV — некоммерческий проект, сложно давать ему оценку на самом старте, но он уже внес ощутимый вклад в нашу карму на рынке. Из перечисленного Вами серьезную роль сыграют такие проекты как только что запущенная блоговая биржа (BuyPost.Ru) и биржа TrustLink.Ru, которая стартует в середине апреля. Есть и не менее амбициозные наработки в смежной с seo сфере, но об этом пока вещать не буду.
Биржа TrustLink еще не обрела известности, а доступ к ней ограничен. Расскажите, чем она серьезно отличается от конкурентов, какое место она сможет занять на рынке?
TrustLink выйдет в свет только в середине апреля 2010, на текущий момент времени у нее нет конкурентов, т.к. она выступает в узком сегменте продажи ссылок с трастовых ресурсов, площадок будет достаточно немного (несколько тысяч), но каждая из них будет проходить жесткую ручную модерацию и отвечать жесточайшим требованиям системы. Единственно с чем можно ее сравнить принципиально — это miralinks.ru, но построена будет на рыночном принципе ежедневной оплаты за ссылки. Все вышеперечисленное относится к плюсам для оптимизаторов, но есть плюсы и для вебмастеров — система будет гарантированно выкупать до X% (безопасного лимита) ссылок за Y (безопасного лимита) дней. Осуществляться это будет за счет очередей SeoPult.Ru. Практически — мы можем предложить гарантированный выкуп 20.000 с каждой площадки (из расчета 3 ссылок со страницы, получится около 7.000 страниц).
По каким критериям будет определять «трастовость» биржа TrustLink?
Три этапа опробации:
1. Набор формальных параметров для первичного автоматического отсева;
2. Визуальная оценка по нескольким десяткам параметров;
3. Тестовые простановки для окончательного рейтингования.
BuyPost порой сравнивают с «Блогуном». В чем отличия между этими биржами, как со стороны оптимизаторов/рекламодателей, так и со стороны блогеров?
Блогун продвигает принцип оплаты за пост и PR-функцию сервиса — мы ориентируемся только на seo-рынок, отсюда и ежедневный биллинг и повышенные требования к площадкам. Наша задача сделать размещение ссылок в блогах эффективным способом продвижения сайтов в поисковых машинах, а не средством PR. У нас очень хорошие отношения с Романом Клевцовым, владельцем Блогуна, мы сумели поработать с ним еще на этапе запуска SeoPult и Роман очень во многом нам помог. Сейчас нет никакой конфронтации между проектами, мы делаем seo-сервис, поэтому и цели и аудитории у нас разнятся. Также как и в TrustLink мы гарантируем блогерам выкуп ссылочной массы.
Т.е. оплата за ссылки будет также ежедневной, а не разовой?
Однозначно.
Блогеры смогут достойно и стабильно зарабатывать. Оптимизаторы смогут использовать ресурсы по стандартной схеме ссылочных бирж.
Ваша книга «Основы контентной оптимизации» впервые вышла 4 года назад. По меркам SEO-индустрии это серьезный срок. Считаете ли вы ее актуальной до сих пор, можете ли рекомендовать ее как учебник для начинающих оптимизаторов?
Книга посвящена принципам текстового ранжирования, оно притерпевает минимальные изменения (не считая конечно последнего месяца), особенно если говорить о базовых принципах. В ближайшее время выходит в свет книга, посвященная как внутренним, так и внешним факторам. Она сейчас находится на этапе редактуры, издаваться будет в издательском доме «Питер». Она вдвое толще и вчетверо интересней и актуальней.
А в свете событий последнего месяца книга не стала бесполезной/вредной?
Писать простыни пересыщенного текста там как раз не предлагалось, на том витке алгоритмизации, когда она писалась, эти методы не работали. Она же о чистом и вечном — «как сделать сайт для людей».
Все циклами, сейчас цикл совпадает с теми принципами, которые рассматривались в книге.
Как раз о циклах. Тенденции развития поисковых алгоритмов. На ваш взгляд, куда движутся поисковые машины?
Как считают их разработчики — к релевантной выдаче. Последний год отрабатываются GEO-факторы, и это никак не мешает продвигать сайты. Все пертурбации с ссылочным ранжированием только импульсно приводили к повышению себестоимости SEO, да и какой урон принесут подобные колебания на рынке, где наценка в клиентском секторе варьирует от 300 до 1000%.
А успевают ли за тенденциями оптимизаторы? Можно ли сказать, что SEO-сообщество успевает приспособиться к актуальной ситуации в сфере поискового маркетинга, или оптимизаторы чаще просто завышают бюджеты и заваливают ссылками?
Частые смены алгоритмов максимальный урон наносят небольшим seo-компаниям, которые не могут содержать аналитический ресурс. Мы в свое время всеми силами стараемся помогать — проводим бесплатные семинары в городе (на семинаре «Алгоритм Снежинск» присутствовало 1200 посетителей), информируем через SeoPult.TV, пишем краткие выводы в новостях SeoPult.Ru. Одна из задач, которую мы по мере сил берем на себя — информирование пользователей SeoPult.Ru о результатах и выкладках из нашей экспериментальной базы. Мы делимся информацией и не создаем фиктивных черных ящиков и плясок с бубном.
Принято считать, что Рунет отстает от западного сегмента на несколько лет. Если говорить именно о SEO, Рунет просто отстает или уже сошел на собственный самобытный путь развития?
Однозначно Рунет на собственном пути развития. Например, по аналогии с .com SEO не истребить. :-) На текущий момент времени ликвидация платных ссылок очистит выдачу от сколько-нибудь релевантных сайтов. SEO-специалисты, SEO-компании, SEO-услуги в целом — однозначно осуществляют функцию санитаров леса. Не будет «платно прокаченных» сайтов — в выдаче будет мусор.
SeoPult часто ругают за то, что оптимизаторы перестают думать, а просто нажимают кнопки «продвинуть в топ». Считаете ли вы такую критику сколько-нибудь справедливой?
Данная критика справедлива так же к ссылочным биржам, еще глубже — к методу приобретения ссылок в целом. Думать — это не в SAPE закупаться в ручном режиме и каждую ссылку руками проверять, думать и включать голову — это ставить эксперименты, анализировать, менять схемы простановки, SeoPult.Ru здесь только помошник, который на себя может брать только рутину.
То есть, оптимизатор, использующий SeoPult или аналогичный сервис, не потерян для отрасли? Он все еще может быть профи или уже обезьяна?
Это не связанные вещи. Автоматика позволяет сокращать рутинную работу, больше времени выделяет на аналитику.
Как вы оцениваете конкурентов – метабиржи WebEffector и Rookee, а также «Маремото»? Можете ли Вы назвать какие-то объективные преимущества «Сеопульта» над ними или, может быть, оптимизаторам стоит нести деньги метабиржам-конкурентам?
Маремото — достаточно неплохой сервис, собственная концепция, позиционирование, своя аудитория. Он не для оптимизаторов конечно, а для конечных клиентов, слишком высока наценка (400 рублей в месяц за НЧ запрос, аналогичный запрос в SeoPult стоит 25 рублей), у них, конечно, закладываются риски, но оптимизаторы как правило не интересуются подобными схемами. Что касается эффектора, рук, мегаиндекса и т.д. это китайские подделки SeoPult.Ru. Если вебэффектор хотя бы говорит, что они умеют эффективность считать, то руки — вообще какой-то мусор. В общем, я не обращаю внимания и коллегам не советую, мало ли мертворожденных проектов на рынке…
Планируется ли внедрение новых бирж ссылок в SeoPult? Разговоры о внедрении Mainlink ведутся давно, но воз и ныне там…
Конечно: BuyPost.Ru (до 1-го марта), Article.Sape.Ru (до 15 марта), TrustLink.Ru (до 15 апреля).
Ценовая политика при покупке ссылок: если есть возможность купить ссылку на одной и той же странице, но по разной цене в разных биржах, Sape и LinkFeed, какую из них выберет система?
Практически вся пересеченная БД исключена. Есть исключения для whitelist SeoPult+, там выбирается ссылка по наименьшей цене.
Менялся ли серьезно алгоритм «Сеопульта» по подбору доноров за время работы? Как вы относитесь к тому, что некоторые вебмастера делают сайты посредственного качества «под SeoPult», боретесь ли с подобной реверсивной инженерией?
Каскады фильтров серьезно меняются после каждой смены алгоритмов. Боремся, эффективность измеряется тестовыми простановками, ее не подделаешь. :-)
Т.е. если «Сеопульт» покупает ссылку на откровенном ГСе, значит ли это, что она вообще-то действенна в плане SEO, хоть и находится на плохой площадке?
Сеопульт не покупает ссылки, не действенные в плане SEO. Именно это и делает его эффективным.
Есть ли какие-то особенности отбора доноров алгоритмами Seopult и Seopult+, которые неизвестны широким кругам, но которые Вы могли вкратце описать? Например, насколько правдивы слухи, что «Сеопульт» не покупает ссылки на страницах с малыми количеством текста (фотогалереи)?
Ой, ну какие тут слухи… Я на каждом семинаре подробно рассказываю принципы базовой фильтрации — их много, фильтрация по количеству контента производится (от 600 знаков, насколько я помню).
Ходят слухи, что Ваше прошлое плотно связано с дорвеями. Насколько это правдиво?
Да, было дело. Опыт в области понимания принципов парсинга и автоматизации помогает. Глобально, конечно, тема не наследуется, но тем не менее.
Надстройки над метабиржами. Например, сервис robot.maulnet.ru – это, по сути, еще один инструмент для наладки инструмента, работающего с инструментом. Не кажется ли вам цепочка посредников слишком длинной? Будет ли SeoPult разрешать/поощрять деятельность таких сервисов?
Нет, конечно. Надо уменьшать цепочку. Зачем пользователям SeoPult сервис robot.maulnet.ru? Мы сами все проверяем, снимаем нерабочие ссылки, доставляем рабочие.
В 2007-2008 году всякий норовил сделать свою биржу ссылок. В 2009 стало модным делать надстройки над биржами. Что вы видите «модным» в будущем?
Да, с 2007 осталась одна центровая биржа, с 2009 останется одна центровая надстройка. В будущем агрегаторы объединят с контекстными надстройками, их с медийными, их с социальными и т.д. Все стремится к одной кнопке.
Сколько SEO-проектов сейчас ведут специалисты UnMedia? Насколько велика доля региональных проектов, а также проектов, к которым нужен нестандартный подход (не позиции, а что-то другое – например, сайты СМИ)?
Чуть более 500 клиентских проектов. Около 20% проектов обслуживаются по комплексной схеме от SEO и PPC до социальной рекламы и проведения PR-акций в сети.
Как в UnMedia обычно поступают с молодыми сайтами, которые остро нуждаются в позициях по конкурентным запросам?
Индивидуально решается. От старта на СЧ запросах, до покупки домена с историей на аукционе. Классика жанра.
Сейчас в моде продвижение статьями. Насколько активно этот метод используется в UnMedia, в каких случаях вы считаете статейное продвижение уместным?
Мы сейчас активно занимаемся интеграцией новой статейной биржи от SAPE. Как только это произойдет, будем активно использовать. Пока на рынке нет предложения, эффективного для клиентоориентированного бизнеса.
Статейное продвижение уместно, если экономически целесообразно.
А когда его стоит считать экономически целесообразным?
Когда будет адекватная стоимость, соизмеримая со стоимостью качественной ссылки и когда будет посуточный биллинг.
Что из «публичного» SEO-софта используется специалистами UnMedia?
Ничего, софт для UnMedia пишется разработчиками SeoPult.Ru. Мы делаем максимально удобные внутренние сервисы для продавцов, менеджеров по ведению, seo-верстальщиков.
Конкурс «Сладкий Сеопультенок» стал весьма популярен в т.ч. из-за серьезности призового фонда. Как Вы оцениваете отдачу от инвестиций в призовой фонд?
Я считаю ее высокой. На самом деле, я считаю высокой отдачу от всего, что делает Даниил Маул. :-) Всегда принимаю его предложения и всегда доволен результатом.
ROI не считали? :)
Неа, не хотелось рефками ссылки портить. А более глубоко оценивать не считаю нужным. Для продвижения рекламных сервисов сейчас слишком мало возможностей, поэтому стараюсь использовать все.
Арсений Кравченко специально для WebMilk.ru
Теги: